Наши походы

Варначьи горы
6 апреля 02

Поход выходного дня

Количество участников - 5 человек: Алексей Евсеев, Олег Саматов, Михаил Семейкин, Ирина Целищева, Алексей Иванов.

Карта

Не показан путь по городу.

Ориентировочно показаны фрагменты пути:
Ст.Московский тракт - дорога Палкино-Северка
Ст.Московский тракт - место привала
дорога вдоль водовода - Ст.Московский тракт

Предыстория похода

По левую сторону дороги [Большой Сибирский тракт] (если ехать в сторону Екатеринбурга) тянулись горные кряжи, прозванные в народе "Варначьи горы". Эти невысокие горы, простирающиеся с запада на восток на 10-15 км в виде нескольких гряд и межгрядовых понижений, и в настоящее время - глухое место. Кряжи заканчиваются гранитными останцами, местами скопления их образуют ниши, котловины и пещеры. ... Нередко по тракту купцы везли дорогие товары, и участок пути до Екатеринбурга (или от Екатеринбурга) славился как самое разбойное место. По В. Далю, "варнак" - значит вор, разбойник. Отсюда и название этих гор...1

В наши дни этот участок Большого Сибирского тракта называется Старым Московским трактом. Согласно карте горы Варначьи расположены к северу от тракта, к востоку от Старых Решет, к юго-юго-востоку от Северки. Максимальная высота - 320 м. Вряд ли там что-то более замечательное, чем очередные каменные палатки, в изобилии встречающиеся в окрестностях Екатеринбурга, но посмотреть было интересно...

Впечатления

На место встречи - к мосту Викулова-Металлургов - мы прибыли за двадцать минут до назначенного часа и с некоторым напряжением во взоре стали ожидать прибытия остальных. Вслед за Олегом Саматовым, за три минуты до 10:00 на всех парах прибыл Алексей Евсеев и тут же удалился минут на десять в близлежайший магазин за едой. Миша Семейкин появился в самый последний момент, когда его уже никто не ждал, и мы тронулись в путь.

Посовещавшись, решили свернуть со Старого Московского тракта на грунтовку - дорогу к садам. Хорошая горочка - метров 15 высотой - да по обледенелой снежной дороге! Боясь провалиться, я старательно объезжала по краю первые глубокие лужи, пока не обнаружила, что они основательно промерзли и выдержат даже машину. По показаниям Евсеевского велокомпьютера температура -4°C. Вот где торжествовал Алексей Иванов, у которого оба колеса остались шипованными. Алексею Евсееву пришлось остановиться, чтобы уменьшить давление в шинах для лучшей проходимости этого участка. ... На первой же лесной развилке, сориентировавшись по компасу, повернули на север. Дорога привела к воротам сада, да нам не привыкать! Ворота на выезде из садов, к несчастью, оказались запертыми, но, к счастью, невысокими. При штурме забора обошлось без повторения подвига Влада Минеева в походе "На гору Высокую". Выбрались на дорогу вдоль забора - похоже, мы бы и так оказались на ней без "садовых" приключений, если бы не выбрали на развилке кратчайший путь на север.

Эх, хороша недоделанная дорога Палкино-Северка! Под колесами - чистый просохший асфальт, и никаких машин под ногами! Наконец-то ... свобода ехать по середине дороги - душа поет! Восторженную песнь ненадолго прервала остановка у старого Северского карьера с любованием его скалистыми берегами. На развилке Северка-Решеты, реально оценив расстояние, я успела проскочить перед грузовиком с прицепом, несшимся к Северке со скоростью под 100 км/ч, если не больше. На такую "наглость" велосипедистов "отмороженный" водитель отозвался долгим пронзительным гудком. Такой же "безбашенный" КамАЗ с прицепом несся нам навстречу по старому Московскому тракту уже после Старых Решет. Одним словом, Camel Trophy местного разлива...

По тракту мы ехали, дружно повернув головы налево и сверяя (кило)метраж по карте и компьютеру, чтобы не проскочить нужную просеку к северу от тракта. Первая просека, довольно круто уходившая вверх, нам с дороги не приглянулась. Свернуть с тракта в лес решили, не доезжая до второй просеки, упирающейся прямо в середину Варначьих гор (как показали дальнейшие изыскания в лесу, "центральная" просека оказалась позаброшенной и заросшей). Место на Варначьих горах - действительно глухое, о человеческом присутствии напоминали лишь следы от грузовика, по-видимому, рубят и вывозят оттуда лес. Вот по этой лесной дороге с глубокими (но не достаточно широкими, чтобы не задевать педалями) колеями от грузовиков мы и отправились к нашей цели.

По прибытии на место я была сильно разочарована - никаких тебе скал, ниш и пещер - и во всеуслышание выражала свою досаду на одной из вершин Варначьих гор. В нишах и пещерках под камнями, засыпанными снегом, спрячутся разве что мыши. Впрочем, как и предсказывал Леша (Иванов) перед походом... Много следов невиданных зверей (ибо мы видели только их следы) - мелкие от мышей или белок, а крупные, надеюсь, собачьи. Старые горы, густо поросшие лесом, и за деревьями не видно соседней вершины. Мы так и не поняли, были ли мы на самой высокой возвышенности, отмеченной на карте высотой 320 метров над уровнем моря, или на горке поменьше. Во всяком случае по показаниям, снятым с компьютера Алексея Евсеева, 306 м. на месте привала было, а если затащить велосипед на вершину горы, на склонах которой мы расположились с костерком, метров 315 точно будет. С дровами проблем нет, вокруг полно поваленных и порубленных деревьев, да и "сухары" на растопку есть... Ничего, как-нибудь мы с Лешей еще съездим и пройдем по той просеке, которую в этот раз проигнорировали, может, на что более интересное наткнемся.

Возвращались мы по просеке с лыжней, достаточно накатанной снегоходами типа "Буран". Ехать трудно, но можно. Несколько рывков - и вышли к садам под ЛЭП. Дороги вдоль сада, о существовании которой шел разговор еще в Биомеханике, не было. Оставалась лыжня и необходимость выбора - возвращаться к старому Московскому тракту или ехать к железке и дороге на Палкино. Все определил возглас Алексея Евсеева: "Да что мы не видели на Московском тракте?!" В очередной раз маршрут изменялся прямо на трассе. ... Дальше станции Перегон Палкинская дорога так и не достроена, пришлось ехать уже неоднократно опробованной дорогой от Перегона через Палкинский Торфяник. Напомню, что одной из целей похода было проехаться по грунтовке (от своротка на Палкинский Торфяник) вдоль водовода по направлению к отстойнику, а далее по обстоятельствам - либо возвращение на Московский тракт, либо попытка пробиться к Большому Конному полуострову и возвращение через ВИЗ. К сожалению, эту часть маршрута преодолеть нам не удалось. Тем не менее, можно туда сходить еще раз летом и попытаться все-таки проехать на Большой Конный.

В начале грунтовки действительно была снежная дорога, и метров за 150 виднелись внушавшие надежду "Жигули", к сожалению, стоявшие на приколе. Как мы убедились еще через десяток метров, дорога оказалась тупиком, перешедшим в лыжню. Однако не в нашей привычке возвращаться обратно, тем более опыт сегодняшнего похода уже показал, что по лыжне, накатанной "коньковым" ходом, можно передвигаться, не слезая с велосипеда. Вскоре над "грунтовкой" обнаружился завал из большого поваленного дерева (интересно, будет ли там проезд летом?), за завалом - сугробы, а лыжня уходила в сторону прямо в лес. Оставалась надежда, что рано или поздно лыжня выйдет к старому Московскому тракту, больше ей некуда деваться. Посовещавшись и попив чайку из термоса, двинули по лыжне дальше. Надо сказать, мы достаточно подпортили лыжню "олимпийского резерва", где тренируются биатлонисты (помните мостики над старым Московским трактом? К одному такому мосту мы и выехали по лыжне). ... Интересно, что спортсмены, как и все нормальные люди, по субботам, видимо, отдыхают - ни одного биатлониста, на худой конец, лыжника мы не встретили. Вполне вероятно также, что они уже оттренировались с утра и теперь релаксируют после обеда.

В общем сложности было пройдено 7,5 км по лесу и снегу. Таким образом, можно смело говорить о велопешеходно-лыжном походе. Алексей Евсеев был в восторге от такой прогулки по лесу. Он залихватски катался на своем велосипеде по лыжне даже в гору, размечтавшись "вот бы быть как пушинка", чтобы ехать по не тронутому цивилизацией сугробу. Мне, далеко не пушинке, да еще с рюкзаком-штанами на заднем колесе (а в рюкзаке - кружки-ложки и котелок с несъеденной снедью), "на лыжне" было тяжелее всех. Нагруженное колесо с лысой "асфальтной" резиной упорно проваливалось в снег, на преодоление этой силы тяжести и продвижение вперед уходило слишком много "лошадиных" сил. Большую часть пути мне пришлось пройти пешком, иначе я бы совсем отстала. А "велопехом" я почти бежала, стараясь оставаться на уровне всей группы. Не мне судить, что из этого получилось. Естественная усталость после таких испытаний, конечно, смазала впечатление от похода, но удовлетворение от покорения чего-то нового и необъезженного в глубине души осталось. Надолго запоминаются именно такие походы - с преодолением нами же созданных трудностей. Ни с чем не сравнимые испытания для тех, кому уже наскучил асфальт и однообразные велопрогулки... Не знаю, как другие участники похода, а у Алексея Евсеева удовольствие от пройденного прямо-таки читалось на лице.

Хоть и близко от города, а 60 км наездили-находили. Единственное разочарование - то, что ничего интересного на месте Варначьих гор мы так и не нашли (не очень-то и искали!). Остается отметить, что при попытке свернуть таки к отстойнику со старого Московского тракте по дороге, нанесенной на карте, Миша Семейкин уткнулся в запертые ворота какого-предприятия (по-видимому, Водоканала). После этой неудачи мы отбросили всякие попытки пробиться к городу неизведанными путями и покатили к Ново-Московскому тракту по направлению к месту встречи. В районе улиц Токарей и Репина все разъехались по домам в разные стороны, лишь мы с Лешей продолжали свой путь вдвоем. Похоже, на этот раз нам дальше всех ехать от места встречи до дому. Всем спасибо!

График похода с комментариями

Время этапа
(чч:мм)
Длина этапа
(км)
Чистое время движ. на этапе
(ч:мм:сс)
Средняя скорость
(км/ч)
Описание этапа
нетто брутто
9:10 - 9:36 7.2 0:25:09 17.2 16.7 Движение от дома до места встречи - Викулова/Металлургов
9:36 - 10:12       Ожидание участников на месте встречи, затоваривание продуктами и др.
10:12 - 10:51 13.3 0:39:52 20.0 20.42 Движение по новому Московскому тракту до поворота на Палкинский торфяник - переход на старый Московский тракт - движение по старому тракту до поворота на грунтовку
10:51 - 11:20 2.7 0:13:19 12.3 5.6 Движение по грунтовке (много льда, участникам без шипов было трудно) - движение через сады до закрытых ворот
11:20 - 11:30 1.4 0:07:32 10.9 8.2 Перелезание через ворота - движение вдоль садов (опять лед) - движение к ж/д - переход через ж/д - выход на дорогу Палкино-Северка
11:30 - 11:44 3.3 0:11:17 17.8 14.3 Движение по дороге Палкино-Северка до заброшенного карьера на окраине Северки
11:44 - 11:55       "Любование" карьером, фотографирование, небольшой отдых
11:55 - 12:15 5.1 0:16:57 18.1 15.3 Карьер - угол Старых Решет - движение по старому Московскому тракту на восток - поворот в лес
12:15 - 12:30 0.8 0:08:57 5.7 3.4 Движение через лес по дороге с глубокими колеями от грузовиков, временами велопешком
12:30 - 14:37       Привал на одной из вершин Варначьих гор. Температура -4°C, высота над уровнем моря - 306 м (информация с велокомпьютера А.Евсеева).
14:37 - 15:08 2.2 0:18:09 7.2 4.2 Движение по грузовой дороге (глубокие колеи), по просеке - выход на гору к садам (лыжня), движение по лыжне вдоль садов (ЛЭП) - переход через ж/д - снова выход на дорогу Северка-Палкино
15:08 - 15:38 6.9 0:25:49 16.0 13.8 По дороге Северка-Палкино до тропинки на ст. Перегон - переход через ж/д - Палкинский Торфяник - поворот на дорогу вдоль водовода на ВИЗ
15:38 - 16:45 4.5 0:45:41 5.9 4.0 Движение по дороге вдоль водовода (сначала снежная дорога (~200 м), затем - лыжня) - перед завалом уход в сторону по лыжне - движение по лыжне к окрестностям старого Московского тракта - ~50 м целины до выхода на тракт. Много велопешеходных участков.
16:45 - 18:00 15.6 0:57:44 16.2 12.5 Старый Московский тракт - попытка проехать к отстойнику (дорога идет за ворота) - новый Московский тракт - ул.Металлургов - движение до дома
Мой компьютерИринин компьютер
Полный пробег: 63.1
Пробег "не по асфальту": 11.6 (18%)
Все время похода: 8:50
Чистое время движения в походе: 4:30:26
Средняя скорость нетто: 14.0
Средняя скорость брутто: 7.1
Максимальная скорость: 47
Полный пробег: 62.5
Все время похода: 8:50
Чистое время движения в походе: 4:46:45
Средняя скорость нетто: 13.0
Средняя скорость брутто: 7.1
Максимальная скорость: 41.4
Если однопроцентную разницу в пробеге можно объяснить погрешностями в установке развертки колеса (для обоих 2055 мм), то сравнительно большая (16 мин - 5%) разница чистого времени непонятна. Возможно, в разных велокомпьютерах используются разные таймауты отсутствия сигнала.

Фотографии

Что-то там интересное...
Фото: А.Евсеев

Социализм - это учет и контроль! ©В.И.Ленин
Фото: А.Евсеев

С горочки вдоль ЛЭП и садов

Я строю зверские рожи
Фото: А.Евсеев

Вдоль водовода
Фото: А.Евсеев

По биатлонной лыжне
Фото: О.Саматов

Я, как всегда, до ужаса фотогеничен :-)
Фото: О.Саматов

Куда это нас завело?
Фото: О.Саматов

Copyright'ы

Авторы отчета - Ирина Целищева ("Впечатления"), Алексей Иванов (остальное). Фотографии - Олег Саматов, Алексей Евсеев, Алексей Иванов.



1 Использованы материалы книги:
Архипова Н.П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. - Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2001.

2 Столь странный результат — скорость "брутто" больше скорости "нетто" — объясняется меньшей точностью замера времени этапа (±1 мин), чем времени чистого движения (±1 с).



 

[Хобби] [Веломагазины] [Советы велолюбителя] [ЧаВо] [УралЗона] [Мои велосипеды] [Велокарта] [ВелоПВД]
Пишите по адресу: iagsoft@imm.uran.ru

 



© IAGSoft